В городе и области сейчас 4 свободные бригады. Если позвоните прямо сейчас, то одна из них выедет к вам в течение 5 минут: 8 (800) 100-58-49

+
Вызвать
врача на дом
БЕСПЛАТНЫЙ
ЗВОНОК
Whatsapp

Что такое СДВГ

СДВГ (или, как расшифровывается, синдром дефицита внимания и гиперактивности) относится к психоневрологическим расстройствам, которые диагностируются преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Согласно МКБ, это гиперкинетическое нарушение, обусловленное особенностями работы центральной нервной системы. Относится к психологическим и психическим нарушениям развития.

Пациенты часто сталкиваются с непониманием: их называют рассеянными, неусидчивыми или даже безответственными. Но проблема не в характере — а в особенностях работы нейромедиаторов, влияющих на внимание, самоконтроль, уровень активности.

Влияние синдрома на жизнь:

  • у школьников нарушает обучаемость;
  • у подростков вызывает сложности в социализации;
  • в старшем возрасте повышает вероятность депрессии.

Расстройство затрагивает около 5–10% детей, причём симптомы могут проявляться рано — уже в 3–4 года. При этом лишь небольшая часть людей получает правильную диагностику, а также адекватную помощь. СДВГ сохраняется в молодом возрасте в 60–70% случаев [1].

«Моему сыну в 8 лет поставили синдром гиперактивности. Учителя жаловались, на высокую отвлекаемость, неусидчивость. Он забывает тетради, не может досидеть урок. Дома то вскакивал посреди дела, то часами не мог начать домашку. Мы думали, что он просто невнимательный, пока не попали к неврологу. Оказалось, его мозг иначе воспринимает информацию — и это не вина» — Марина, 31 год.

Типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Можно выделить 3 типа СДВГ.

  1. С преобладанием невнимательности. При этой форме человеку сложно удерживать внимание на рутинных задачах, хотя с интересными занятиями проблем нет. Постоянные отвлечения, забывчивость и трудности самоорганизации создают впечатление рассеянности.
  2. С преобладанием гиперактивности-импульсивности. Проявляется патологической возбудимостью, выраженной двигательной активностью и недостатком контроля импульсов. Основные признаки включают чрезмерную подвижность, постоянное беспокойство, невозможность спокойно сидеть, импульсивные высказывания или действия, трудности ожидания своей очереди, а также склонность перебивать других.
  3. Смешанный тип. Наиболее распространённая форма, сочетающая симптомы обоих предыдущих типов. При этом варианте одновременно наблюдаются значительные неврологические нарушения внимания, выраженная гиперактивность, ярко проявляется импульсивность поведения, а симптомы встречаются в разных ситуациях (дом, работа/школа, общественные места).

«В школе меня называли «энерджайзером». Я не мог спокойно ждать — если знал ответ, выкрикивал его. Сейчас это превратилось в привычку перебивать коллег на совещаниях, пока психотерапевт не объяснил, что это синдром гиперактивности»Михаил, 39 лет.

Хотя расстройство связывают с патологическими изменениями, при правильном подходе его проявления можно успешно корректировать.

Если вас коснулась описанная проблема, не откладывайте
Запишитесь на бесплатную консультацию и получите поддержку от наших специалистов!
Мы готовы помочь прямо сейчас!
Позвоните нам по номеру:
8 (800) 100-58-49
Напишите нам:

Признаки СДВГ у ребёнка и взрослого

Синдром дефицита внимания и гиперактивности носит разные проявления в зависимости от возраста. СДВГ у детей и подростков проявляются более явно, тогда как у взрослых часто приобретают другие формы.

Отдельные симптомы могут встречаться у многих людей. О патологии стоит задуматься, если эти проявления постоянны (не эпизодичны), наблюдаются с детского возраста, присутствуют в разных сферах жизни (работа, дом, отношения).

грустный парень сидит возле окна

Чек-лист: как определить СДВГ:

  • постоянные опоздания, несмотря на все старания;
  • хронический беспорядок дома, в школе или на работе;
  • множество начатых и незавершённых дел;
  • частая потеря важных вещей (ключи, документы);
  • трудности с выслушиванием собеседника до конца;
  • импульсивные решения, о которых потом приходится жалеть;
  • повышенная двигательная активность (гиперкинетический синдром), неспособность расслабиться даже в спокойной обстановке;
  • потребность постоянно что-то теребить в руках;
  • проблемы с соблюдением режима дня;
  • чувство, что потенциал не реализуется полностью.

Для точной диагностики необходимо обратиться к неврологу, психиатру или клиническому психологу.

Как пол влияет на симптомы и диагностику

Расстройство встречается у детей обоих полов, но из-за различий в проявлениях, а также социальных стереотипов девочки реже получают своевременную помощь [2].

У мальчиков симптомы обычно более заметны (гиперактивность, импульсивность), а у девочек часто проявляются иначе — через рассеянность, мечтательность, что принимают за черту характера.

Девочки лучше маскируют симптомы (понятие, известное как «маскинг»), стараясь соответствовать ожиданиям «приличного поведения». Они способны тихо сидеть на уроках, но не усваивать материал. Из-за этого расстройство часто остаётся не диагностированным до подросткового возраста, когда появляются тревожность или низкая самооценка.

Симптомы СДВГ у детей

Дети с СДВГ демонстрируют ярко выраженные признаки невнимательности, включающие постоянную потерю школьных принадлежностей и личных вещей, ошибки в заданиях из-за невнимательности к деталям, трудности с выполнением поэтапных инструкций. Они склонны избегать деятельности, требующей продолжительных умственных усилий, и часто забывают о своих повседневных делах.

«Сын мог 2 часа сидеть над простым примером, но за это время 10 раз отвлекался на кошку, свои руки и звук за окном» — Евгений, 28 лет.

Как СДВГ проявляется у детей:

  • гиперактивный ребёнок делает глупые ошибки в тетрадях (пропускает буквы, знаки);
  • не слышит просьбы с первого раза («как будто игнорирует»).
  • забывает спортивную форму, учебники, обеды;
  • бегает без цели, даже в непригодных для этого местах (поликлиника, урок);
  • качается на стуле, стучит ногами, роняет вещи;
  • говорит без пауз — как будто боится, что мысли «убегут»;
  • выкрикивает ответы, не поднимая руки;
  • лезет в драку из-за пустяка;
  • не чувствует опасности (может выбежать на дорогу).

Характерной особенностью является недостаток контроля поведения: дети часто выкрикивают ответы, недослушав вопроса, с трудом дожидаются своей очереди в играх или беседах, склонны вмешиваться в чужие разговоры и занятия.

Дети с расстройством склонны совершать необдуманные поступки без оценки последствий и демонстрировать резкие эмоциональные реакции на незначительные события.

Симптомы СДВГ у взрослых

У взрослых признаки СДВГ часто трансформируются: гиперактивность превращается во внутреннее беспокойство, а невнимательность — в хроническую прокрастинацию.

В социальной сфере характерны конфликты из-за забывчивости, эмоциональных всплесков, проблем с соблюдением дедлайнов и частые смены работы. Отмечается склонность к необдуманному риску. Эти симптомы связаны с особенностями функций головного мозга и требуют профессиональной коррекции.

У взрослых с СДВГ наблюдаются устойчивые трудности организации деятельности: хроническое откладывание дел, постоянные опоздания, сложности с планированием и поддержанием порядка.

Эмоциональные проявления включают резкие перепады настроения, раздражительность при ожидании.

«Офис — мой враг»

«Каждый день одно и то же: сажусь за отчёт, но здесь коллега засмеялся, чайник зашипел, а в окне птица села на ветку. Через час понимаю — прочитал три строчи и 20 раз проверил почту».

Почему это СДВГ? Мозг не фильтрует фоновые раздражители — шуршание пакета равноценно речи начальника.

Гора начатых курсов

«У меня подписка на 5 образовательных платформ. Английский — 3 урока, программирование — 2 видео, курс по дизайну — тесты пройдены. Итог: ни одного сертификата».

Суть проблемы: мозг «хочет» новизны, но теряет интерес при первых сложностях.

Импульсные покупки

«Зашла за хлебом — вышла с воздушной фритюрницей. На вопрос «Зачем?» ответить не смогла.

Механизм синдрома: лобные доли не успевают «тормозить» эмоциональные порывы.

От ярости до апатии за 5 минут

«Разбилась чашка — весь вечер испорчен. Жена говорит, что это же фарфор, а не карьера. А я реально чувствую, будто провалил кто-то важное.

Объяснение: миндалевидное тело (эмоциональный центр) при СДВГ часто «перегревается».

Риски как образ жизни

«В 35 лет внезапно уволился, чтобы открыть кофейню. Без бизнес-плана. Через полгода продал кофемашину в 2 раза дешевле».

Характерная модель поведения при заболевании: жажда новизны — импульсивное действие — разочарование.

Социальные последствия

«На свидании парень 20 минут рассказывал про работу. Я уже придумала ответ, но не выдержала и выпалила: «У тебя на пиджаке пятно!».

Причина: мозг пытается «удержать» мысль, хочется высказать ту сразу.

Карьерный саботаж

«Увольняюсь, когда начинаю идеально разбираться в процессах. Рутина для меня — это боль».

Статистика: примерно половина взрослых с СДВГ меняют работу чаще 1 раза в 2 года.

Причины СДВГ

Современные исследования выявили несколько ключевых факторов, способствующих возникновению синдром СДГВ. Основной причиной считается наследственная предрасположенность — у детей, чьи родители имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности, риск развития расстройства повышается [3].

Нейробиологические исследования показывают, что при СДВГ наблюдаются особенности работы мозга. Нарушается работа дофаминовой и норадреналиновой систем, которые отвечают за регуляцию внимания, мотивации, контроля поведения [4].

МРТ-обследования выявили, некоторые области мозга (префронтальная кора, базальные ганглии) развиваются с задержкой на 3–5 лет.

К значимым факторам риска относятся:

  • курение или употребление алкоголя во время беременности;
  • преждевременные роды с низкой массой тела новорождённого;
  • перенесённые в детстве черепно-мозговые травмы;
  • контакт с токсичными веществами (свинец, пестициды) в раннем возрасте.

Заболевание развивается при сочетании генетической предрасположенности и факторов окружающей среды. Это объясняет, почему не у всех детей из группы риска развивается нейроповеденческое расстройство.

Современные методы нейровизуализации позволяют определять биологические маркеры СДВГ, что открывает новые возможности для диагностики и лечения.

«В своей практике мы видим, что у 70% детей с расстройством минимум у одного родителя есть похожие симптомы, но они никогда не получали диагноза. Это подтверждает необходимость семейного подхода к диагностике и терапии», — отмечает главврач нашей клиники Меринов Артём Вячеславович.

Неважно, где вы живете —
мы поможем!
Мы работаем по всей России —
обратитесь за персональной консультацией бесплатно
Позвоните нам по номеру :
Напишите нам:
Ежемесячно мы помогаем 1000+ пациентам из более чем 60 регионов России

Кто и как ставит диагноз СДВГ

Постановкой диагноза СДВГ занимаются специалисты:

  • детский невролог — для детей до 18 лет;
  • психиатр — для взрослых и сложных случаев;
  • клинический психолог — проводит тестирование.

Врач собирает подробный анамнез, уделяя внимание проявлениям симптомов в детском возрасте. Специалист оценивает поведение пациента в разных сферах жизни (работа/учёба, семья, социальные отношения) и тщательно исключает другие возможные причины наблюдаемых симптомов. Критерии включают стойкое течение симптомов (не менее 6 месяцев).

История пациента нашей клиники

Анна, 30 лет, успешный маркетолог, 7 лет безуспешно лечилась от депрессии и тревожности. Несмотря на терапию, сохранялись жалобы на хроническую рассеянность, проблемы с организацией времени, постоянное чувство «жизни в тумане».

Новый психиатр обратил внимание на её школьные характеристики с типичными пометками: «способная, но невнимательная» и «витает в облаках».

Нейропсихологическое тестирование выявило синдром дефицита внимания и гиперактивности взрослого типа.

После коррекции лечения Анна впервые смогла концентрироваться на задачах и планировать дела без привычного хаоса.

Этот случай демонстрирует, как часто расстройство у взрослых маскируется под иные состояния, требуя внимания специалистов к анамнезу и когнитивным симптомам.

грустный мужчина смотрит в камеру

Стандартизированные опросники

Для объективной оценки используются проверенные диагностические инструменты:

  • шкала Вандербильта (55 вопросов для оценки детей);
  • опросник Коннерса (выявляет 6 ключевых симптомокомплексов);
  • ASRS v1.1 («золотой стандарт» диагностики у взрослых);
  • DIVA-5 (структурированное интервью для взрослых).

Однако опросники не заменяют комплексного клинического обследования, включающего сбор анамнеза, наблюдение, а также исключение других расстройств. Их использование должно сочетаться с профессиональной интерпретацией результатов специалистом (неврологом, психиатром, психологом).

Дополнительные исследования

Для уточнения диагноза в сложных случаях могут применяться дополнительные исследования, включая нейропсихологические тесты (такие как TOVA и MOXO), инструментальные методы диагностики (ЭЭГ, МРТ) и анализ учебной деятельности и поведения у детей.

Дифференциальная диагностика

Крайне важно отличить СДВГ от других состояний с похожими проявлениями:

  • биполярное или тревожное расстройство;
  • расстройства аутистического спектра;
  • нарушения обучаемости;
  • последствия черепно-мозговых травм.

Диагноз ставится только после исключения этих и других возможных причин симптомов.

«В моей практике был показательный случай: 12-летний пациент с жалобами на типичные симптомы СДВГ — невнимательность, гиперактивность. Однако тест MOXO выявил нехарактерную для заболевания картину, а последующее МРТ показало последствия незамеченной ранее черепно-мозговой травмы» — психиатр Фукс Инна Николаевна.

Особенности диагностики у взрослых

Диагностика СДВГ у взрослых сложна из-за слабовыраженной симптоматики. Детская гиперактивность сменяется внутренним беспокойством, а на первый план выходят проблемы с организацией и эмоциональным контролем. Многие пациенты годами компенсируют симптомы, принимая их за личные особенности.

Ключевая сложность — отличить первичные проявления синдрома гиперактивности от вторичных тревожных или депрессивных расстройств. Обязательно анализируется детский анамнез — симптомы должны проявляться до 12 лет, даже в мягкой форме. Современные диагностические методы учитывают возрастные изменения проявлений расстройства.

Главная проблема — до 70% взрослых с расстройством остаются без диагноза, хотя правильное определение причин их трудностей могло бы значительно улучшить качество жизни.

Как лечить СДВГ

Современный подход к терапии предполагает ряд мер для коррекции симптомов, а также улучшения качества жизни.

Главная цель лечения СДВГ — не просто уменьшение симптомов, а помощь пациенту в реализации его потенциала, улучшение качества жизни, профилактика вторичных осложнений (тревожные расстройства, депрессия, сложности в социализации).

Хотя синдром дефицита внимания и гиперактивности нельзя «вылечить» в традиционном смысле, правильная терапия позволяет значительно компенсировать проявления.

При этом подход к лечению отличается у детей и взрослых. Учитываются возрастные особенности проявления симптомов и специфика социальных требований.

Подбор терапии требует времени, наблюдения, иногда проб разных подходов. Как отмечает врач Вирмиевская Светлана Сергеевна, «идеальное лечение СДВГ — это когда человек не просто становится менее рассеянным, а получает инструменты для полноценной жизни со своими особенностями».

Какие таблетки от СДВГ назначаются

Стимуляторы остаются препаратами первой линии. Они повышают концентрацию дофамина и норадреналина в префронтальной коре, что улучшает внимание, контроль импульсов. Эффект заметен уже в первые дни приёма, но требует подбора дозы под наблюдением врача.

Важно:

  • препараты не «лечат» СДВГ, но помогают компенсировать симптомы;
  • требуется периодическая оценка эффективности и коррекция схемы;
  • у взрослых возможен «эффект отмены» при резком прекращении приёма.

При непереносимости стимуляторов или наличии противопоказаний применяются нестимулирующие варианты, обладающие более мягким действием и меньшим риском побочных эффектов.

«В клинической практике мы видим, что многие взрослые пациенты с СДВГ изначально получают неадекватную терапию из-за ошибочного диагноза депрессии. Однако правильный препарат может дать выраженный эффект уже в первую неделю приёма» — врач Богослова Шефиха Диляверовна.

Немедикаментозные методы

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) занимает важное место в комплексном лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивность, особенно у взрослых пациентов. Этот структурированный подход помогает развить конкретные навыки саморегуляции через систему практических упражнений и домашних заданий.

«Мои пациенты годами пытались «взять себя в руки» через силу воли. КПТ предлагает другой путь — не бороться с особенностями своего мозга, а научиться их обходить. Например, мы разрабатываем индивидуальные системы напоминаний вместо того, чтобы ругать себя за плохую память» — Фукс Инна Николаевна.

Основные направления КПТ при СДВГ:

  • организация времени, планирование с использованием техник разделения задач и блоков;
  • внешние системы напоминаний, включая визуальные подсказки, цифровые инструменты;
  • управление импульсивностью через методы задержки реакции и копинг-стратегии;
  • развитие эмоциональной регуляции с помощью техник осознанного принятия решений;
  • формирование адаптивных привычек через постепенное усложнение задач.

Курс терапии обычно состоит из 10–15 сессий и наиболее эффективен в сочетании с лекарственным лечением. Особенности подхода: конкретные измеримые цели, частая обратная связь и индивидуальная адаптация методов.

Лечение СДВГ у детей предполагает поведенческую коррекцию (через родителей или педагогов) и щадящую медикаментозную терапию (чаще начинают с минимальных доз). Главная цель — не подавить симптомы, а помочь ребёнку адаптироваться к учёбе и социализироваться.

БОС-терапия (нейрофидбек)

БОС-терапия (нейрофидбек) — метод тренировки концентрации внимания с использованием специального оборудования. На голову пациента крепятся датчики, измеряющие мозговую активность.

Полученные данные преобразуются в визуальную обратную связь — например, когда уровень концентрации повышается, самолёт на экране набирает высоту, при снижении внимания самолёт опускается. Таким образом, пациент получает способность осознанно тренироваться.

Образ жизни

«Бывают пациенты, которые хотят уменьшить проявления СДВГ без лекарств. Первое, что я рекомендую — наладить три базовых вещи: сон, физическую активность и питание. Эти простые изменения могут дать 30–40% улучшения симптомов» — отмечает врач Оксохоева Юлия Андреевна.

Регулярные аэробные нагрузки (3–4 раза в неделю) способствуют естественной выработке нейромедиаторов, улучшающих концентрацию внимания. Оптимизация режима сна играет ключевую роль — хронический недосып значительно усиливает проявление симптомов.

Внимание нужно уделить питанию: сокращение потребления простых углеводов, кофеина, сахара помогает стабилизировать энергетический баланс и снизить проявления гиперактивности.

доктор показывает рукой знак V

Особенности лечения СДВГ у взрослых

Для эффективного управления симптомами взрослым пациентам рекомендуется комплексный подход, сочетающий организационные стратегии и профессиональную поддержку.

Использование цифровых планировщиков помогает структурировать время, а оптимизация рабочей среды минимизирует отвлекающие факторы. Особую ценность представляют специализированные группы поддержки и коучинг, ориентированный на специфику синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Ключевые аспекты успешной терапии:

  • комбинирование медикаментозного лечения с поведенческими методиками;
  • обучение навыкам саморегуляции, особенно для пациентов с ограниченным ответом на фармакотерапию;
  • профилактику вторичных осложнений (эмоциональных, поведенческих расстройств).

Как демонстрирует практика нашей клиники, наиболее устойчивых результатов достигают пациенты, сочетающие медикаментозную коррекцию с когнитивно-поведенческой терапией. Такой подход уменьшает основные симптомы, а также помогает выработать эффективные стратегии адаптации к любым условиям.

Жизнь при СДВГ: что можно сделать самостоятельно

Люди при СДВГ могут быстрее обрабатывать информацию, острее реагировать на стимулы и генерировать нестандартные идеи. Но эта «гиперпродуктивность» нервной системы без должной организации может превращаться в хаотичность.

История пациента: Мария, 25 лет

«Я всегда думала, что просто несобранная. В детстве мама кричала: «Сколько можно тебе повторять?» — я правда не понимала, почему не могу запомнить такие простые вещи.

В университете завалила сессию, потому что не могла начать учить — сидела, смотрела в конспект, а мысли разбегались. Потом и вовсе отчислилась на эмоциях.

Сейчас работаю дизайнером. Коллеги смеются, что я могу внезапно перескочить с работы на планирование корпоратива, а потом неожиданно предложить гениальное (если честно, случайное) решение старой проблемы.

Да, я уже теряла ключи на этой неделе, зато когда нужно срочно придумать выход из кризиса — мой мозг выдаёт идеи, до которых «нормальные» люди додумываются за день.

Это не про успех, а про баланс. Я научилась:

1) не ругать себя;

2) записывать озарения сразу (потом забываю);

3) работать там, где ценят мою спонтанность, а не требуют идеальных отчётов».

Анализ случая

Мария перестала винить себя в «лени» и начал искать другие пути.

Работа с эмоциями предполагает метод «5-секундной паузы» перед ответом.

В общении с коллегами появились полезные договорённости. Теперь, когда пациентка начинает перебивать, они используют условный жест — это помогает мягко вернуть беседу в конструктивное русло. Поэтому так важно научиться взаимодействовать с людьми.

Для организации времени:

  • цифровой планировщик с голосовыми напоминаниями;
  • чёткое правило: «1 задача в 1 окно браузера»;
  • физические таймеры для контроля времени.

Рутинные операции пациента делегирует ассистенту, освобождая время для творческой работы, где нестандартное мышление раскрывается в полной мере.

Синдром СДВГ — это не просто диагноз, а особый способ восприятия мира. С этим можно жить полноценно, если научиться правильно адаптироваться.

Школа и работа

Чтобы жить с СДВГ, нужен особый подход к организации повседневной деятельности. В учебной и профессиональной сфере важна адаптация условий под индивидуальные особенности.

Детям помогают структурированные задания по точной инструкции и регулярными перерывами, использование наглядных материалов, а также возможность двигательной активности во время занятий.

Инструкция: «Как помочь ребёнку с диагностированным СДВГ делать уроки»:

  • создание структуры — чёткое расписание, фиксированное время для домашних заданий;
  • уменьшение отвлекающих факторов — тихое место, выключенный телевизор, гаджеты;
  • деление задачи на части: «сначала 3 примера, потом перерыв»;
  • использование визуализации — стикеры с подсказками, цветные маркеры;
  • поощрение прогресса — не только за результат, но и за усидчивость;
  • двигательная активность — перед уроками 10 минут прыжков или бега помогают сосредоточиться.
  • снижение давления — если ребёнок «завис», нужно предложить помощь, но не критиковать.

Взрослым следует применять техники управления временем, такие как дробление задач и использование таймеров, создавать рабочую среду с минимальными отвлекающими факторами и по возможности выбирать гибкий график работы.

Физическая активность остаётся важным элементом для поддержания концентрации в любом возрасте. По отзывам наших пациентов, они часто обнаруживают, что 20-минутная пробежка перед работой даёт им 3–4 часа ясности сознания — это естественный способ регуляции дофаминовой системы.

Важно разработать персонализированные стратегии, позволяющие компенсировать особенности восприятия, характерные для СДВГ.

Например:

  • короткие «двигательные паузы» во время умственной работы,
  • использование фиджет-гаджетов для тактильной стимуляции (спиннеры, антистресс-мячи);
  • сочетание физической и познавательной активности (например, ходьба во время обдумывания идей).

«СДВГ — это как левша в мире правшей. Бесполезно переучивать — нужно адаптировать инструменты», — резюмирует психолог центра.

Отношения с партнёрами, друзьями, коллегами

Люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто сталкиваются с непониманием в личных и профессиональных отношениях. Их поведение может восприниматься окружающими как безразличие или неуважение.

Открытый диалог о специфике расстройства помогает близким, непонимающим, что значит СДВГ, правильно интерпретировать поведение, избегать недопонимания.

Эффективной стратегией становится установление конкретных договорённостей. Например, супруги договариваются о системе напоминаний — если муж с СДВГ, — перебивает, жена показывает условный жест, а не обижается.

Особое значение приобретают техники эмоциональной саморегуляции, такие как осознанные паузы перед реакцией, что позволяет снизить интенсивность возможных конфликтов.

Клинический пример

Пациентка, 28 лет жаловалась на частые конфликты с коллегами. После объяснения особенностей своего восприятия (трудности с фильтрацией информации, импульсивность) совместно с психологом разработали:

  • правило «одна реплика за раз»;
  • фиксированные перерывы каждые 25–30 минут обсуждения;
  • запись спонтанных идей в специальный блокнот во время обсуждения;
  • использование шаблонов: «Если я правильно поняла…», «Уточню вашу мысль…».

Через 2 месяца количество конфликтных ситуаций заметно снизилось.

В случае семьи особенно полезна совместная психотерапия, так как нейтральный взгляд со стороны помогает разорвать циклы взаимных обвинений («ты невнимательный» — «ты придираешься») и перейти к эффективным решениям.

Специалист объясняет механизмы заболевания на понятном языке, чтобы близкие перестали воспринимать симптомы как личную обиду.

Берут ли в армию с СДВГ

Вопрос военной службы решается индивидуально. Хотя формально диагноз не относится к абсолютным противопоказаниям, выраженные симптомы, влияющие на дисциплину, исполнительность, могут стать основанием для ограничения годности.

Обязательное условие — предоставление официального медицинского заключения от психиатра. Лица с компенсированной формой расстройства, не требующей постоянной медикаментозной коррекции, могут быть допущены к службе.

Когда обращаться к врачу

Многие люди годами пытаются справиться самостоятельно, не подозревая, что профессиональная помощь могла бы существенно облегчить их состояние.

Основные ситуации, когда нужно обратиться за медицинской помощью:

  • постоянные трудности с концентрацией, импульсивные поступки или чрезмерная активность существенно осложняют учёбу или работу, а также личные отношения;
  • у ребёнка наблюдаются устойчивые проблемы с успеваемостью и поведением, характерные для СДВГ;
  • попытки самостоятельной организации времени и другие немедикаментозные методы не приносят ощутимых результатов.

Своевременная диагностика у специалиста (невролога, психиатра или клинического психолога) позволяет разработать план коррекции.

Профессиональная помощь особенно важна для детей, так как раннее начало терапии значительно улучшает долгосрочный прогноз.

Где получить профессиональную помощь при СДВГ

С диагнозом СДВГ можно годами ходить по кругу: педиатры отмахиваются («перерастёт»), учителя давят («просто невнимательный»), а клиники обещают «уникальные методики» сомнительной эффективности.

Наш медицинский центр «Детокс» предлагает комплексный подход к диагностике и коррекции СДВГ. Здесь работают специалисты, которые понимают, почему стандартные методики часто не помогают.

Мы предлагаем не общие рекомендации, а персонализированную программу, учитывающую особенности отдельного случая. Сочетаем современные сертифицированные препараты с доказанными нейрокоррекционными методиками.

Первый шаг самый трудный — особенно если предыдущие обращения ни к чему не привели. Но иногда достаточно одного грамотного специалиста, чтобы всё изменилось.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Singh A, Yeh CJ, Verma N, Das AK. Overview of Attention Deficit Hyperactivity Disorder in Young Children. Health Psychol Res. 2015 Apr 13;3(2):2115. doi: 10.4081/hpr.2015.2115. PMID: 26973960; PMCID: PMC4768532.

  2. Skogli EW, Teicher MH, Andersen PN, Hovik KT, Øie M. ADHD in girls and boys--gender differences in co-existing symptoms and executive function measures. BMC Psychiatry. 2013 Nov 9;13:298. doi: 10.1186/1471-244X-13-298. PMID: 24206839; PMCID: PMC3827008.

  3. Faraone SV, Larsson H. Genetics of attention deficit hyperactivity disorder. Mol Psychiatry. 2019 Apr;24(4):562-575. doi: 10.1038/s41380-018-0070-0. Epub 2018 Jun 11. PMID: 29892054; PMCID: PMC6477889.

  4. da Silva BS, Grevet EH, Silva LCF, Ramos JKN, Rovaris DL, Bau CHD. An overview on neurobiology and therapeutics of attention-deficit/hyperactivity disorder. Discov Ment Health. 2023 Jan 5;3(1):2. doi: 10.1007/s44192-022-00030-1. PMID: 37861876; PMCID: PMC10501041.

  5. Rivas-Vazquez RA, Diaz SG, Visser MM, Rivas-Vazquez AA. Adult ADHD: Underdiagnosis of a Treatable Condition. J Health Serv Psychol. 2023;49(1):11-19. doi: 10.1007/s42843-023-00077-w. Epub 2023 Jan 28. PMID: 36743427; PMCID: PMC9884156.

Круглосуточно, окажем помощь в выборе лечения
свяжитесь с нами 8-928-037-30-03
12 человек сегодня
начали лечение в Белоозерске
+